Генри Хэзлит

Хэзлит, Генри (1894-1993) - журналист, литературный критик, экономист, философ. Хэзлит не имел экономического образования, но мало кто из экономистов так же хорошо владел предметом. Он был знаком с произведениями основных мыслителей практически во всех областях социальных и гуманитарных наук. Хэзлит был самым известным и влиятельным представителем австрийской традиции Людвига фон Мизеса, Фридриха Хайека и Мюррея Ротбарда. Его статьи публиковались во всех ведущих средствах массовой информации того времени. В различные моменты своей карьеры он был в числе самых влиятельных литературных критиков, авторов газетных передовиц, финансовых комментаторов страны.

Начав журналистскую карьеру в 20 лет с должности стенографиста в Wall Street Journal, к концу 20-х гг. благодаря еженедельно появлявшимся в New York Sun с октября 1926 по сентябрь 1929 г. рецензиям и очеркам Хэзлит заработал репутацию первоклассного писателя и мыслителя.

Журнал Nation пригласил его на должность литературного редактора и автора редакционных статей на экономические темы. Литературные рецензии Хэзлит использовал как повод для высказывания своих философских, культурных, исторических, экономических и политических наблюдений. По мере развертывания Нового курса Хэзлит все активнее выступал с критикой усиления государственного вмешательства в экономику и неизменно отвергал все требования редакторов и издателей смягчить свою позицию. Он использовал свою литературную известность и страницы Nation для резкой критики усиливавшейся регламентации экономики, фактически превращающейся в централизованное планирование. Однако, когда журнал стал проводить политику поддержки Нового курса, Хэзлиту пришлось уйти. В начале 30-х гг. он сменил Г. Л. Менкена на посту редактора журнала American Mercury, но через два года решил вернуться к газетной работе, перейдя в New York Times в качестве автора редакционных статей и литературных рецензий. Появляясь почти ежедневно, передовицы Хэзлита охватывали чрезвычайно широкий круг проблем: пагубные последствия государственного вмешательства в экономику и регулирования цен во время войны, заблуждения кейнсианства, бессмысленность иностранной помощи, важность свободного фондового рынка, глупость социализма и инфляции.

В первые послевоенные годы издатели и редакторы стали все активнее требовать от Хэзлита пойти на компромисс и смягчить позицию. Как раз в это время Хэзлит подверг разгромной критике план Кейнса по послевоенному устройству денежной системы, предсказывая всемирную инфляцию в ближайшие десятилетия. Газета же постепенно дрейфовала влево и хотела бы выступать с поддержкой Бреттон-Вудского соглашения, включая создание Всемирного банка и Международного валютного фонда. Издатель газеты Артур Сулзбергер сказал Хэзлиту: "Генри, теперь, когда 43 государства подписали соглашение, я не понимаю, как Times может бороться с ним". Хотя Хэзлит отказался поддерживать Бреттон-Вудское соглашение, его не уволили, но руководители газеты одно время грозили помещать под его передовицами уведомление о том, что позиция автора не отражает позицию газеты. Вскоре он перешел в журнал Newsweek, где стал самым влиятельным финансовым журналистом страны. Его еженедельная колонка "Business Tide" пользовалась огромной популярностью. Работая в Newsweek, он написал свой бестселлер "Экономическая теория в одном уроке". В 1950 г. Хэзлит стал одним из редакторов журнала Freeman. Лучшие статьи, опубликованные им в этом журнале, позже составили сборник The Wisdom of Henry Hazlitt. В 1959 г. Хэзлит издал книгу The Failure of the New Economics - построчное опровержение "Общей теории занятости, процента и денег" Кейнса. В середине 60-х гг. Хэзлит подверг исследованию этический фундамент капитализма. Книга The Foundation of Morality, развивавшая традицию утилитаристской этики, стала итогом его философских размышлений на протяжении всей жизни. Именно этим сочинением он гордился больше всего. На праздновании 70-летнего юбилея Хэзлита Людвиг фон Мизес назвал его "экономической совестью нашей страны и нации".

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer