Людвиг фон Мизес

Людвиг фон Мизес родился в 1881 г. во Львове, входившем тогда в состав Австро-Венгерской империи. ...Когда Людвиг поступил учится в Венский университет, курс истории экономических наук читал Карл Грюнберг. Под ьего руководством Людвиг написал первые свои работы по истории Галиции и по истории австрийского законодательства, о проблемах детского труда.

Знакомство с идеями Карла Менгера в 1903 г. развернули Мизеса к проблемам цен как регулятора производственного процесса. В 1906г. Мизес, доктор права Венского университета, проходит практику, участвует в работе коммерческих и уголовных судов. Четверть века он отдал Венской правовой палате коммерции, ремесла и индустрии. Затем его научные интересы смещаются в область денежного обращения, результатом чего стала монография "теория денег и средств обращения"1912) Теория денег помогла Мизесу разработать программу антиинфляционных мер после второй мировой войны. Тогда же была создана теория циклов предпринимательской деятельности.

В 1913г. Мизеса пригласили в Венский университет на должность профессора. ... Мизес участвует в работе семинара, руководимого Евгением Бём-Бавёрком. "То был великий день - вспоминает Мизес, - как для истории Венского университета, так и для развития политической экономии, - день торжественного открытия Бём-бавёрком своего семинара". Во время мировой войны служил в артиллерии. После распада Австро-Венгерской империи работает в военном министерстве, в Венской торговой палате, штабе правительства. Без преувеличения можно сказать, что Австрия обязана именно Мизесу стабилизацией национальной валюты, в противовес Германии, подвергшейся гиперинфляции в послевоенный период.

Русская революция 1917г., её отголоски в Венгрии, Баварии и других частях Европы заставили Мизеса приступить к анализу экономической базы социализма. В 1922г. вышла в свет книга "Социализм".

О судьбе книги Мизеса "Социализм" Фридрих фон Хайек написал: "Бросив вызов идеям целого поколения, эта книга изменила способ мышления многих". ... Мизесу удалось доказать принципиальную невозможность экономического расчёта в условиях социалистического общества. напомним, что уже Макс Вебер отметил, что "абсолютным центром" социализма является экономический расчёт. ... Главная заслуга [Мизеса] в том, что многие из социалистов осознали наконец факт существования проблемы.
Заранее спланированным хаосом называет Мизес тактику любого правительства назначать цены сверху, уничтожать свободный обмен продуктами труда, устранять конкуренцию и контролировать финансовые потоки.

Научная бескомпромиссность помешала блистательной карьере, однако в 1926г. Мизесу удалось основать австрийский институт исследований бизнес-циклов. В 1927г. он публикует книгу "Либерализм", в 1929г. - "Критику интервенционизма". Основой цивилизованного рынка автор считает принципы разделения труда, частной собственности, свободного товарно-денежного обмена. При этом главной опасностью была и остаётся тенденция вмешательства государственных чиновников в хозяйственную жизнь субъектов экономической деятельности.

Шесть лет Мизес проработал профессором Института международных исследований Женевского университета. В 1940г. он эмигрировал в США. Йельский университет публикует его книги: "Всемогущее правительство: происхождение тоталитарного государства и тотальной войны", "Бюрократия".

В конце сороковых годов Мизес начал работу над своей автобиографией. В начале 1942г. Мизес по приглашению президента Мексиканского интернационального банка Монтес де Ока организовал в Мексике серию конференций.

В 1948 году Мизес организовал свой семинар . Напротяжении двадцати одного года каждый четверг, с 7.25 до 9.25 вечера, на этом семинаре собирались его нью- йоргские участники. Среди участников следует упомянуть: Роберт Г. Андерсон, Вильям Будрик, Франк Диерсон, Эдвард Фэйси, Паул Файси, Генри Хазлитт, Израель Кирцнер, Муррей Н. Ротбард. Семинарские собрания продолжались до 1969 года.

Трактат "Human action" с момента первой публикации в 1949г. переведён на все языки мира."Human action", - пишет Х. Ф. Сенхольц, - монументальная работ, самый заметный со времён Первой мировой войны обобщающий трактат по экономике. Книга подобна прекрасному строению, воздвигнутому на прочной основе дедуктивной аргументации, это теоретический анализ форм человеческой деятельности. Вне всякого сомнения, эта книга - одно из самых мощных творений человеческого ума нашей эпохи"

Провал многих социальных, политических и экономических реформ в России последних десятилетий поставил круг мизесовских проблем с новой силой. Почему Россия оказалась внутренне неподготовлена к преобразованиям, обновлению и тому, чтобы занять своё достойное место в цивилизованной семье народов?

Количество творческих людей в социальных науках, писал Мизес, всегда мало, практически ни в одну из эпох не жило более двух десятков творцов, чьи идеи внесли нечто радикально новое. Вместе с тем, бюджетные университеты находятся под влиянием правящей партии, а власти и во времена Мизеса, и ныне стремятся назначать, руководителями академических структур лишь тех, кто готов продвигать удобные доктрины. ... Госчиновники просто уверены, что единственная обязанность университетских преподавателей в том, чтобы преподавать официальную философию подрастающему поколению. В месте с тем нет ничего пагубнее идеи уравнения профессоров и идеи табели о рангах.

Если говорить о реальности, то большая часть выступлений и публикаций по социальным проблемам суть доктрины разнообразных групп давления, а не науки. Игнорируя саму суть научного поиска, академики поневоле становятся жертвами идеологий тех, кто любой ценой выгрызает привилегии для своего клана или группы. Когда мы имеем дело исключительно с нескончаемыми формами вмешательства государства в экономику, чтобы не прослыть негативистами, приходится разделять общее заблуждение, что свободный рынок ( о котором никто из критиков реально ни чего не знает) вредит жизненным интересам подавляющего большинства и выгоден только эксплуотаторам. Таким образом, большая часть университетов стала инкубаторами социализма не в силу победы тех или иных научных аргументов, а в силу непреодалимости грубых вульгаризаций науки, бессилия преподавателей противостоять им. Терроризм, депрессии, массовую безработицу, инфляцию, нищету мы продолжаем приписывать капитализму и призываем к новым переворотам и бедствиям, выдаваемым за благо.

Последние сочинения. В 1956 году вышла в свет работа Мизеса "Антикапиталистическая ментальность" Идея этой книги, по мнению Лоренцо Инфантино, состоит в том, что антикапиталистическая ментальность - типичная характеристика людей из категории обиженных: неспособные противостоять в условиях рыночной конкуренции, они стремятся к социальному "благоустройству" за счёт других, хотят заполучить без конкурентным образом все блага раз и навсегда. 1957г. книга "Теория и история", в ней дано определение " общей эпистемологии, применяемой ко всем областям человеческого познания". "Основания экономической науки: очерки методологии" (1962) после долгого непонимания и замалчивания постепенно становятся бестселлерами. Более того, именно сегодня становится очевидным пророческий дар философа-экономиста, дальновидность многих его прозрений, например, основанием проблемы рационального распределения ресурсов мы обязаны именно Мизесу. К 1969 году относится его последняя работа "The Historical Setting of the Austrian School of Economics"

10 октября 1973 года Людвиг фон Мизес умер в возрасте 92 лет

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer