С. «Охранительная система порождает и некоторые нравственные качества»

136. Когда люди, беседующие об экономических вопросах, переходят на почву «нравственных качеств», то это вернейший признак, что не все у них обстоит благополучно, - и вовсе не потому, чтобы политическая экономия и нравственность не имели между собой ничего общего. Напротив, здравая экономическая политика никогда не расходится с нравственными началами.

Капитал в деле приобретения всех земных благ есть условие sine qua non [без чего нет (лат.); условие, без которого невозможно сделать что-либо. - А.К.]. Всякий раз, когда чей-нибудь капитал увеличивается, владельцу его открывается более полная возможность удовлетворять как материальные, так и умственные свои потребности, и весь вопрос сводится только к тому, как будут пользоваться этой возможностью. Но раз уже доказано целым рядом фактов, что протекционизм тормозит приращение капиталов, становится очевидным, что тем самым он уменьшает также и запасы умственных благ.

137. Говорят, что нужда действует отрезвляющим образом, побуждает к трудолюбию и развивает энергию; что насаждая такую нужду, протекционизм создает прекрасную в воспитательном смысле житейскую школу, тогда как фритредеры, напротив, стремятся предоставить народу всяческие блага ценою наименьшего труда и таким образом развращают народ.

Все это применяется, конечно, к плательщикам пошлин. Я долго живу на свете, но никогда еще не слыхал, какие нравственные последствия производит легкая нажива тех, которые получают выгоду от пошлин.

Бастиа очень метко сравнил картину протекционизма с сизифовой работой. Как известно, Юпитер приговорил Сизифа поднимать тяжелый камень на гору; но как только он дотаскивал свою ношу до вершины, камень опять скатывался вниз и так продолжалось без конца, - были бесконечные усилия, но ни малейшего толка; осуществился идеал нашего протекционизма. В аду кто-то сжалился над Сизифом. «Безумец, - отвечал он, - разве ты не понимаешь, что у меня была вечная надежда?»

Если вечная надежда составляет «нравственное удовлетворение», то я, пожалуй, готов согласиться, что и земледелец Новой Англии, вынуждаемый продавать дешевле свои продукты, благодаря конкуренции центральных штатов, и покупать дороже все предметы потребления, благодаря охранительным пошлинам, тоже испытывает нравственное удовлетворение. У нас ведь немало охотников выжимать все соки из американцев будто бы для их "нравственного оздоровления", но в сущности ради собственной наживы.

138. Протекционисты утверждают, что если мои заработки отняты у меня и отданы другому, который тратит их на свои нужды, от от этого проистекает для общества большая нравственная польза; если же я сохраняю мои заработки для себя и трачу их на свои собственные нужды, то от этого происходит большой нравственный вред. Факты, однако же, доказывают совершенно противное. Когда человек пользуется своим заработком для себя, он экономен, трезв, осторожен и честен; когда же человек живет на счет чужих заработков, он сумасброден, расточителен, жаден, ленив и сластолюбив [*Автор, видимо, приравнивает здесь протежируемых тарифом монополистов к бывшим рабовладельцам южных штатов. - Прим. переводчика, 1893 г.]. Свойства эти, обусловливая соответственный образ жизни отдельных лиц, непременно воздействуют и на нравственность всего общества.

139. Достаточно присмотреться к нашему обществу, чтобы воочию убедиться, что оно сбито с пути истины и развращено именно протекционизмом (§§89, 153, 155). Он упраздняет самодеятельность и энергию честного труда, он приручает наших граждан наживать деньгу нечестными и окольными путями, он ослабляет самую способность вести промышленные и торговые предприятия и направляет всю изворотливость ума к интригам и подкупам за кулисами законодательных палат. Вместо того, чтобы вселять доверие к предприимчивости, к силе воли и к честному труду, он воспитывает слепую веру в монополии и спекуляции, в ловкие проделки и бесшабашное барышничество. От этого мы и видим, что почти все производства в Соединенных штатах приняли форму сговоров. - и синдикатов: наш разум променял искусство промышленного производства на искусство составлять союзы нормировщиков. И странным образом извратилось у нас в этом направлении даже общественное мнение: оно озабочено против «монополистов» и «стачников», но забывает, что их вырастила система.

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer